СБОРНИК ФРАГМЕНТОВ ИЗ КЛАССИЧЕСКИХ БАЛЕТОВ
Издательство «Композитор», СПб, 2006


ДАНИЕЛЬ ФРАНСУА ЭСПРИ ОБЕР (1782-1871)

Французский композитор и музыкальный деятель Обер изучал композицию под руководством Л. Керубини. С 1829 года является членом института Франции, с 1842 года — директором Па¬рижской консерватории, а с 1857 года — еще и придворным капельмейстером. Он был большим мастером французской комической оперы, а также одним из основоположников жанра большой оперы. Обер является автором более 40 опер, преимущественно комических (некоторые из них написаны совместно с Ф. Герольдом, А. Буальдье и др.). Его постоянным либреттистом был Эжен Скриб. Из четырех произведений в жанре большой оперы основное историческое значение имеет «Немая из Портичи» (или «Фенелла», 1828; в России она известна также под названием «Палермские бандиты»). Ее тираноборческий сюжет (восстание неаполитанских рыбаков про¬тив испанского владычества в XVII в.) соответствовал общественным настроениям кануна Июльской революции 1830 года во Франции. Из комических опер Обера наибольшей популярностью пользовались «Фра-Дьяволо» (1830), «Бронзовый конь» (1855), «Черное домино» (1837). Актив¬ное мелодическое движение, острота ритмов, типично французский характер мелодизма, лег¬кость и доступность музыкального материала в комических операх, некоторая романтическая патетика и героико-демократическое начало в «Немой из Портичи» — характернейшие черты искусства Обера.



ЦЕЗАРЬ ПУНИ (Чезаре Пуньи) (1802-1870)

Итальянский композитор Ц. Пуни родился в Генуе. В 1822 году окончил Миланскую консер¬ваторию. Затем служил балетным композитором в театрах Милана, Лондона, Парижа и других городов Европы. С 1851 года жил в Петербурге, занимая должность «сочинителя балетной музы¬ки» при императорских театрах. Сотрудничал с хореографами Ж. Перро, А. Сен-Леоном, М.И. Петипа и др. Он написал более 300 балетов, 35 из которых — для Петербурга: «Дочь фараона» (1862), «Конек-горбунок» (1864), написанный на сюжет сказки П. Ершова, «Царь Кандавл» (1868), «Севильская жемчужина» и др. Самый знаменитый балет Пуни — «Эсмеральда». «Дочь фараона» — первая большая постановка Мариуса Петипа. Созданная всего за пять недель, она имела огромный успех. Судя по отзывам критиков прошлого века, в постановке было все — и сентиментальность, и пафос, и экзотика, и романтизм. Дебют «Дочери фараона» состоялся на сцене Мариинского театра в 1862 году. Что касается Большого театра, то здесь было несколько постановок, а последний спектакль состоялся на сцене этого театра в 1913 году. В разное время в «Дочери фараона» блистали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Марина Семенова. Пуни яв¬ляется автором 10 опер, нескольких симфоний, месс, камерно-инструментальных произведений. Балетная музыка Пуни, не имеющая самостоятельного художественного значения, отличается мелодичностью, метрически четкими формами, благодаря чему некоторые его балеты сохрани¬лись в репертуаре театров.



АДОЛЬФ ШАРЛЬ АДАН (1803-1856)

Французский композитор Адольф Шарль Адан родился 24 июля 1803 года в Париже. Вначале он занимался музыкой в школе, а в 1817 году поступил в консерваторию, где изучал композицию под руководством А. Рейхи и Ф. Буальдье. В консерватории композитор увлекся жанром фран¬цузской комической оперы (орérа соmiquе). Путешествуя по Европе, Адан познакомился с народ¬ными песнями разных стран. Вскоре он написал музыку к одной из пьес известного драматурга Эжена Скриба. Это стало театральным дебютом Адана. С 1844 года Адан — член Института Франции.

15 ноября 1847 года он открыл свой театр — Национальную оперу, где должны были испол¬няться произведения молодых авторов. Этот театр просуществовал только один год. Февраль¬ская революция 1848 года разорила Адана, но благодаря своей исключительной работоспособно¬сти он много сочинял, писал статьи о музыке в газете «Конститюсьонель». Поэтому он сумел довольно быстро расплатиться со всеми долгами своего театра. В 1849 году композитор стано¬вится профессором Парижской консерватории по классу композиции.

Умер Адан в Париже 3 мая 1856 года.

Наследие композитора состоит из 53 музыкально-сценических произведений: это оперы «Петр и Екатерина» (1829), «Почтальон из Лонжюмо» (1836), «Нюрнбергская кукла», «Если бы я был королем» (1852), «Фальстаф» (1856); балеты «Фауст» (1833), «Дочь Дуная» (1836), «Морской разбойник» (1840), «Жизель» (1841), «Корсар» (1856) и др.; 2 мессы и др. произведения духовной музыки; Бравурные вариации на тему Моцарта для колоратурного сопрано, флейты и оркестра; пьесы для фортепиано, романсы и др. Адан считается одним из лучших мелодистов среди ком¬позиторов XIX века.



П. Л. ГЕРТЕЛЬ (1817-1899)

Балет «Тщетная предосторожность» прожил очень интересную и долгую жизнь. Создан он был накануне французской буржуазной революции.

Создатель этого балета Ж. Доберваль обладал огромным опытом и богатым запасом образцов репертуара всех столичных театров. Основным источником для балетных сюжетов в Париже была Итальянская комедия и Театр комической оперы.

Балетмейстеры XVIII века считали, что балет будет непонятен публике, если в его основе не будут лежать знакомые публике сюжеты. Как и все балеты того времени, «Тщетная предосторожность» не самостоятельна по сюжету. И хотя не удалось точно установить источник сюжетного замысла, ясно одно: все элементы бале¬та имеются в тогдашнем репертуаре комической оперы. В балете четко очерчены характеры персонажей, остро выписаны сценические положения, высмеяна старинная мораль. Основная тематическая мысль этого балета — борьба за свободный выбор в любви.

Музыка в первой постановке балета, как это было принято во времена Доберваля, была со¬ставлена из ходовых популярных мелодий, подходящих для танца, из фрагментов других хоре¬ографических спектаклей.

В 1828 году спектакль попадает на сцену парижской Гранд опера в постановке Омера. Компо¬зитору Луи-Жозефу-Фердинанду Герольду поручают обновить музыку. Он кое-что присочинил, кое-что подчистил и приспособил к новой манере танца. В таком виде балет шел еще 30 лет, после чего балетмейстер Поль Тальони возобновил постановку этого балета в Берлине. Его му¬зыка была переработана дирижером и композитором П. Л. Гертелем. Таким образом, в основе танцевальных сцен лежит добервалевская концепция, измененная соответственно танцевальной технике и вкусу более позднего времени.

Основной тон балетов прошлого — оплакивание жизни и полная безнадежность, а «Тщетная предосторожность» с ее юмором и жизнерадостностью утверждает обратное. Музыка Гертеля типична для балета XIX века: обычная «прикладная» театральная музыка — запоминающаяся, но бедная гармонически и устарелая. В ней очень сильны интонации немецкой музыкальной культуры. Это противоречит французскому сюжету. Дирижер московского Большо¬го театра и композитор Фельдт при постановке этого спектакля в 1937 году сохранил в неприкос¬новенности музыкальные характеристики, определяющие основные события спектакля. Осталь¬ная часть музыки Гертеля используется им как ритмический и мелодический материал при сочи¬нении новых сцен и танцев.

В 1960 году «Тщетная предосторожность» была поставлена в Лондонском театре Ковент-Гарден. В афише написано: музыка Герольда в обработке Дж. Ланчбери. Балет «Тщетная предосторожность», современник Бомарше, Моцарта, Глюка, — это замеча¬тельная балетная шутка, задуманная интересно и с юмором; его оптимизм неизменно привлекает к нему большое количество зрителей.



АЛОИЗИЙ ЛЮДВИГ МИНКУС (Людвиг Федорович) (1826-1917)

Талантливый скрипач и композитор Алоизий Людвиг Минкус, по национальности чех (по другим сведениям — поляк), родился в Вене, где и получил музыкальное образование. Совместная работа с Л. Делибом над балетом «Ручей» (1866) принесла ему первый успех. С 1853 года Минкус жил в Петербурге, где руководил домашним оркестром князя Юсупова, был скрипачом Большого театра в Москве, инспектором музыки московских театров, профессо¬ром Московской консерватории (1866-1872). С 1871 по 1886 год Минкус — «штатный балетный композитор» при Дирекции императорских театров в Петербурге.

В 1869 году в московском Большом театре был поставлен балет «Дон Кихот» (автор либретто и балетмейстер М. И. Петипа), сохраняющийся в репертуаре современных театров, В последую¬щие годы продолжалось творческое содружество Петипа и Минкуса (16 балетов). Музыка Минкуса мелодична, отличается четким танцевальным ритмом. Знаток балета, Минкус сочинял очень удобную для танца, мелодичную театрально-иллюстра¬тивную музыку. Из многочисленных балетов, написанных композитором, наибольшей популяр¬ностью пользовались «Пахита» (1864), «Бабочка» (1874), «Баядерка» (1876), «Роксана» (1877), «Волшебные пилюли» (1886). В 1886 году композитор покинул Россию.



РИКАРДО ДРИГО (Ричард Евгеньевич) (1846-1930)

Рикардо Дриго родился в итальянском городе Падуя. Музыкальное образование получил в консерватории в Венеции. Более 40 лет прожил в России, с 1879 года работал дирижером Ита¬льянской оперы в Петербурге, с 1886 года — дирижер и композитор императорского балета. Под его руководством были поставлены балеты П. Чайковского «Спящая красавица» (1890), «Щел¬кунчик» (1892), А.Глазунова «Раймонда» (1898). Автор нескольких опер, балетов «Талисман» (1889), «Арлекинада» («Миллионы Арлекина», 1900) «Роман розы и бабочки» (1919), «Корсар», «Эсмеральда»(1886)и др. В 1920 году вернулся в Италию. Умер в Падуе в 1930 году.



НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН (1873-1945)

Русский композитор, дирижер, педагог. Музыкальное образование композитор получил в Пе¬тербургской консерватории — он был учеником Н. Римского-Корсакова. С 1908 по 1912 год зани¬мал должность профессора консерватории по классу дирижирования. К числу его учеников при¬надлежат М. Бихтер, А. Гаук, В. Дранишников, С. Прокофьев и др. С 1908 по 1914 год Черепнин был дирижером оперы Петербургского народного дома, в 1909, 1911, 1912 годах — дирижер «Русских сезонов», организованных С. Дягилевым в Париже. С 5918 по 1921 год работал в Тиф¬лисском музыкальном училище. В 1921 году композитор уехал в Париж. Творчество Черепнина, в основе своей восходящее к традициям русской музыкальной классики (в частности, близкое к творчеству композиторов Беляевского кружка), испытало влияние французского импрессиониз¬ма, музыки Р. Штрауса.

Его перу принадлежат следующие сочинения: 2 оперы; 6 балетов, в том числе «Павильон Армиды» (1907), «Нарцисс и Эхо» (1911), «Маска красной смерти» (1916); ора¬тория «Нисхождение святой девы в ад», «Песня Сафо» для сопрано, женского хора и оркестра; поэма «Зачарованное царство», музыкальные иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке», драма¬тическая фантазия «Из края в край» и другие произведения для оркестра; Концерт для фортепиано с оркестром (1911), «Лирическая поэма» для скрипки с оркестром; Квартет; пьесы для форте¬пиано; романсы, в т. ч. циклы «Фейные сказки», «Из Гафиза», баллады «Трубный глас», «Ме¬ниск», «Победитель», «Конь морской» и др., вокальные ансамбли и хоры, в том числе «Не плачьте над трупами павших бойцов»; оркестровка оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка».



БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АСАФЬЕВ (1884-1949)

Литературный псевдоним Асафьева — Игорь Глебов. Русский, а затем советский композитор, музыковед, педагог. Музыкой занимался с детства, преимущественно самоучкой. Окончив гим¬назию, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (1903-1908). В 1903 году познакомился с В. Стасовым, который ввел его в круг выдающихся деятелей искусства — Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, М. Горького, И. Репина, Ф. Шаляпина и др. В 1904 году поступил в консерваторию, где занимался у А. Лядова (окончил в 1910). В 1910 г. принят на должность концертмейстера балетной труппы Мариинского театра. С 1914 года начал систематически выступать в печати (большей частью под псевдонимом Игорь Глебов). Расцвет многосторонней деятельности Асафьева начался после Октябрьской революции. В 1918-м он приступил к работе в музыкальном отделе Наркомпроса. С 1919 года — действительный член и профессор организованного и возглавленного им Разряда теории и истории музыки Российского института истории искусств, параллельно — консультант академических оперных театров Ленинграда и организованной при его участии филармонии. С 1921 года — педагог по истории и теории музыки, с 1925-го — профессор основанного им историко-теоретического отделения Ленинградской консерватории. С 1921 года начинают выходить из печати его труды по эстетике, теории и истории музыки. В 1928 году выезжал в зарубежную командировку для установления связей с музыкальными учеными западноевропейских стран. С 1932 года активно занимался ком¬позиторской деятельностью и создал значительное число балетов, опер, симфоний и других про¬изведений. В годы Великой Отечественной войны оставался в осажденном Ленинграде, продол¬жая интенсивную творческую, научно-исследовательскую работу. В 1943 году переехал в Моск¬ву, где получил профессуру в консерватории и должность консультанта Большого театра СССР. В том же году был избран действительным членом Академии наук СССР, в 1945 г. возглавил сектор музыки Института истории искусств Академии наук. В 1948 году был избран председате¬лем правления Союза композиторов СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933), народ¬ный артист РСФСР (1938), народный артист СССР (1946). Награжден орденами Ленина (1944, 1945), Трудового Красного Знамени (1938); лауреат Государственных премий СССР (1943,1948). Асафьев вошел в историю отечественной музыкальной культуры как ученый, поражавший мас¬штабами интеллектуальных интересов, глубиной знаний, силой интуиции; выдающийся критик, публицист и талантливый литератор, видный композитор, последователь лучших традиций рус¬ской музыкальной классики, успешно воплотивший атмосферу пушкинских поэм в хореографи¬ческой музыке. Умер в 1949 году в Москве.

Среди его сочинений 11 опер («Алтын-Чеч» (1938), «Гроза» (1939-1940), «Славянская краса¬вица» (1940) и др.); 28 балетов, в том числе «Ледяная дева, или Сольвейг» (1918), «Пламя Пари¬жа, или Триумф республики» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938), «Радда и Лойко» (1938), «Ашик-Кериб» (1940), «Барышня-крестьянка» (1946), «Милица» (1947), «Весенняя сказка» (на темы Чайковского, 1947); кантата (1910); 4 симфонии; Концерт для фортепиано с оркестром (1939); 2 сюиты (1940; 1941), Марш для духового оркестра(1941); ка¬мерно-инструментальные ансамбли и сонаты, фортепианные пьесы, романсы, хоры, массовые песни; музыка к спектаклям (28) и др.; книги, в том числе «П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество» (1922), «Книга о Стравинском» (1929), «Русская музыка от начала XIX столетия» (1930), «Сим¬фонические этюды» (1922), «Музыкальная форма как процесс», (1930; 1947), «Глинка» (1947), «Евгений Онегин, Лирические сцены П. И. Чайковского» (1944), «Н. А. Римский-Корсаков» (1944), «Григ» (1942). Избранные труды в пяти томах, статьи, рецензии.