ЛЕО ДЕЛИБ «КОППЕЛИЯ». ИЗБРАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ИЗ БАЛЕТА
Издательство «Композитор», СПб, 2005
Клеман Филибер Лео Делиб (1836-1891)

Клеман Филибер Лео Делиб (1836-1891) — французский композитор, член Инсти¬тута Франции. Его отец был скромным почтовым служащим. Мать выросла в музыкальной семье. Отец ее был солистом Парижского театра «Опера комик» (баритон Б. Батисте), а брат — органистом, профессором Парижской консерватории (Э. Батисте). Мать стала первым учителем музыки будущего композитора. С 1848 года он учится в Парижской консерватории: по классу фортепиано — у Ф. Ле-Куппе, по классу органа — у Ф. Бенуа, гармонии — у Ф. Базена, композиции — у А. Адана. С 1853 года Делиб работает аккомпаниатором в «Театре лирик», органистом в па¬рижских соборах, а также дает уроки игры на фортепиано.

В 1858 году под псевдонимом Элуа Дельбе он публикует несколько музыкально-критических статей. В 1865-1872 годах Делиб — хормейстер «Гранд Опера», а с 1881 года — профессор Парижской консерватории по классу композиции. Творчество Делиба посвящено в основном музыкально-сценическому искусству. Наи¬больших высот его творчество достигло в области балета. Известность Делиба нача¬лась в конце 60-х годов, после того как написанный им совместно с А. Минкусом балет «Ручей» получил признание. Он был смелым новатором, который впервые развил в танце драматическое начало, выбрав метод симфонизации балетной музыки. Композитор рас¬ширил сферу лирико-психологической выразительности традиционных балетных форм, внес в свои партитуры народно-жанровьй колорит.

Мировую известность Делибу принес балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» (1870). Партитуру этого балета отличает цельность композиции. Музыка очень колоритно представляет жанрово-бытовые ситуации и лирико-комедийные характеры главных героев. Сквозное развитие, гибкая рельефность музыкально-хореографическо¬го действия чрезвычайно характерны для балетов Делиба «Коппелия» и «Сильвия» (1876). Они стали первыми симфонизированнымн балетами в западноевропейской му¬зыке и оказали большое влияние на дальнейшее развитие музыкально-хореографичес¬кого искусства ХК-ХХ веков. Творчество Делиба очень высоко ценил П. И. Чайков¬ский.

КОППЕЛИЯ

Балет в трех действиях

Либретто Ш. Ньютерра, А. Сен-Леона по мотивам сказки Э. Гофмана.

Постановка А. Сен-Леона.

Первое представление: Париж, Гранд-Опера, 25 мая 1870 г.


Жители маленького городка в Галиции заинтригованы: что за прекрасная девушка сидит у окна в доме старого Коппелиуса? В их числе Франц, жених очаровательной Сванильды. Молодая девушка ревнует своего жениха к незнакомке, которая никогда не выходит из дома. Поздно вечером Коппелиус запирает свой дом и уходит в соседний кабачок. Подруги Сванильды находят на земле оброненный ключ и уговаривают девушку войта в таинствен¬ный дом старика. Как только они скрываются за дверью, возвращается Коппелиус.

В мастерской девушки видят множество кукол-автоматов. Везде книги, оружие, инстру¬менты. Потом они замечают Коппелию, неподвижно сидящую с книгой за занавеской у окна. Это кукла! Девушки проказничают, включают автоматы. Входит Коппелиус, и все прячутся. По приставной лестнице поднимается Франц. Увидев старика, он признается ему в том, что захотел увидеть девушку, в которую влюблен. Коппелиус предлагает юноше вино, от которого тот сразу падает на пол и засыпает,

Старик хочет передать силу и жизнь Франца кукле, созданной им ценой огромных уси¬лий: он читает заклинания по волшебной книге. Коппелия оживает, поднимается из кресла и идет. Ее походка делается все более живой и легкой. Она начинает танцевать — сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Увидев лежащего Франца, она шутя хочет зако¬лоть его шпагой. Чтобы отвлечь Коппелию, старик надевает на нее испанскую мантилью — кукла танцует испанский танец. Затем, сменив мантилью на шотландский шарф, она танцует жигу. С большим трудом Коппелиус сумел остановить куклу и усадить ее на место за зана¬веской. Старик будит Франца, чтобы выпроводить его из дома. Когда юноша поднимается, из-за занавески выходит Сванильда. Молодые люди берутся за руки и убегают.

Коппелиус видит за занавеской раздетую куклу и понимает, что стал жертвой злой шут¬ки. Рыдая, он падает среди своих автоматов, которые двигаются и как бы смеются над горем своего хозяина. На веселом празднике освящения колокола Франц и Сванильда помирились. Коппелиус приходит искать правосудия — его дом разгромлен, автоматы сломаны. Бургомистр успо¬каивает его и дарит кошелек с деньгами. Праздник продолжается.