ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРГА 18-19 В.В.
Готовится к печати в издательстве «Союз Художников», СПб
РУССКИЙ БАЛ

Слово «бал» пришло к нам из немецкого языка – означает оно в переводе «мяч». В селах Германии в старину существовал такой обычай: девушки на Пасху дарили своим подругам, вышедшим замуж в течение года, набитый шерстью мячик. Молодая женщина в ответ на такой подарок нанимала музыкантов и устраивала вечеринку с угощением и танцами. Таким образом, сколько свадеб случалось в деревне за год, столько давалось и балов (мячей). Первыми русскими балами стали ассамблеи, учрежденные указом Петра I от 1718 года. В дальнейшем балы все прочнее входят в русский обиход, и вскоре они перестают быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например, кадриль, в XIX веке стали танцевать даже в деревне.

Обучение музыке и танцам занимало значительное место в дворянском образовании и начиналось с раннего детства — с 5-6 лет. Благодаря этому танцоры приобретали ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Танцы придавали манерам дворянина изящество, грацию, величавость. Позором считалось потерять такт, промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Начиная с петровской эпохи, во всех государственных высших и средних учебных заведениях, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Балам отводилась настолько важная роль в светской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги о хороших манерах. Дворянский бал был школой общения для людей. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.

В России не принято было устраивать балы, как и другие многолюдные развлечения, в период больших постов, особенно во время Великого поста, а также во время траура. Зато на святках, на масляной и пасхальной неделях балы в Петербурге устраивались почти ежедневно. Их проводили Дворянское и Купеческое собрания, Немецкий клуб, польская и французская колонии, различные учебные заведения и благотворительные общества.

С середины XIX века балы-маскарады привлекали многих художников, а некоторые из них (А.Шарлемань, Г.Гагарин) сами занимались оформлением костюмированных балов и созданием маскарадных костюмов. На рубеже XIX-XX веков очень большим успехом пользовались балы художников, все художественное решение которых создавалось студентами Императорской Академии художеств. Оформлением программ и пригласительных билетов на эти балы занимались граверы Н. Герардов и В. Быстренин, ученики В. Матэ, впоследствии ставшие известными художниками. Тогда же появились и знаменитые ретроспективные «маскарады» К. Сомова, которым стали подражать. По воспоминаниям современников, вся жизнь северной столицы того времени напоминала маскарад.

Проводились балы в великолепных, просторных залах, окруженных колоннами. Освещался бальный зал хрустальными люстрами и стенными подсвечниками, куда вставлялось великое множество восковых свечей. Это в те времена считалось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были застелены дорогими коврами, везде стояли тропические растения в кадках, курильницы с ароматическими маслами, фонтаны с душистой водой. В середине зала танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояли ломберные столы, за которыми играли в карты, сплетничали, философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Он имел свои правила, определенную последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи, и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль. Танцы под фортепьяно балом не считались. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов, которые размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках.

Придворные балы – наиболее официальные мероприятия, как правило, скучные, чопорные и очень многолюдные. Обязательно было присутствие всех приглашенных, от которого могла избавить только болезнь. Кроме императора и членов его семьи, на придворных балах присутствовали придворные чины. Это гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. Гвардейские офицеры (по два человека от каждого полка по специальному графику очередности) обязаны были ездить на придворные балы. Они специально приглашались в качестве партнеров по танцам.

Мужчины на придворных балах обязаны были появляться в полной парадной форме, в наградах. Дамам также декларировались специального фасона платья, богато расшитые золотой нитью. Иногда ко двору приглашались представители купеческого сословия и верхушки горожан.

Знатные и богатые семьи Петербурга и Москвы тоже давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности определенной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века. Здесь тоже бывало многолюдно, но не настолько, как на балах придворных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа друзей, родственников и знакомых. Бывало, что приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место. Правда, делали это нечасто, поскольку подобные балы считались очень престижными. Хозяева старались удивить гостей разными затеями, чтобы превзойти друг друга.

В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, который вошел в моду при Екатерине II. Продолжался он полчаса, и все присутствующие должны были принять в нем участие. Этот танец – торжественное шествие, во время которого дамы встречают кавалеров. Иностранцы называли его «ходячий разговор». Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.

Вторым танцем на балу был вальс. Этот романтический трехдольный танец состоял из постоянно повторяющихся движений – партнер кружил свою даму по залу, держа ее за талию. Популярность танца в Европе была огромна: его воспевали поэты, о нем писали статьи. Этому не смогли помешать ни медицинские возражения о том, что скорость, с которой танцоры кружатся по залу, может быть вредна для здоровья, ни протесты блюстителей морали, считающих безнравственными близость танцующих и соединение их рук. Особое развитие вальс получил в Вене, благодаря творчеству Й. Ланнера, Й. Штрауса и его сыновей. Иоганн Штраус-сын, которого называли «королем вальса», развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из «цепочки вальсов» (5 вальсов). В его творчестве вальс достиг вершины своей эволюции, обогащенный с точки зрения гармонии, ритмики, инструментовки.

Кульминацией бала была мазурка, исполнявшаяся в середине бала. Ее предшественники – польские народные танцы мазурéк, куявяк и обéрек. Она появилась в России в 1810 году, привезенная из Парижа. Танцевали мазурку в четыре пары, при ее исполнении допускались разговоры. Кавалер в этом танце очень активен, совершает прыжки в воздухе, во время которых надо успеть ударить трижды нога об ногу. Это требует вырабатывания особой танцевальной техники. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и особый шик. Дамы же изящно и грациозно скользят и бегают по паркету. На балах, в зависимости от моды и вкусов устроителей, кроме основных, были и другие танцы — лансье, кадрили, польки, галопы. Английскую кадриль (лансье), отличавшуюся гораздо большей строгостью построения и хореографической сложностью фигур, постепенно вытесняет французская калриль. Старинные названия фигур в кадрили (Le Pantallon, Étè, La Poule, La Trenis, La Pastourelle) заменяются простыми порядковыми номерами. Упрощаются переходы, некоторые движения постепенно исчезают или заменяются обыкновенными шагами. Полька, которая зародилась в чешской Богемии как народный танец, попадает в Вену, затем в Париж, где известный танцмейстер Целлариус вводит ее в танцевальные салоны. Подобно вальсу, она начинает триумфальное шествие по Европе благодаря своей живости, непринужденности, импровизационной направленности. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.

Завершал балы котильон, бальный танец-игра французского происхождения, близкий контрдансу, непринужденный и шаловливый. Он известен с XVIII века, но особое распространение получил в середине IXX века в Европе, в том числе и в России. Cotillion с французского переводится как «длинное верхнее платье», или «юбка» – поэтому в IXX веке многие считали, что этот танец создан в честь прекрасных дам. Но слово это также означает круговое построение в контрдансах, в некоторых из которых первые пары диктуют обязательные для исполнения фигуры. В этом танце кавалеры становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. Котильон продолжался в течение двух часов и состоял из кадрили, между фигурами которой исполнялись другие танцы: мазурка, вальс, полька. Фигур в котильоне было очень много – по разным источникам от 125 до 224. . Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров; и разделение фигур на такие фигуры, где доминирует выбор, фигуры, где доминирует игра и фигуры чисто танцевально-постановочные.

Поскольку это был финал бала, танцевали котильон все его участники. Разнообразие его зависело от ведущей пары: распорядитель бала (кавалер-кондуктор) подавал сигнал оркестру, громко выкликая названия фигур, он же следил за согласованностью движения пар. Котильон предоставлял танцующим множество возможностей для ухаживания, для разговора, для выражения чувств и решительного объяснения, а потому был любимейшим из бальных танцев. Многие ездили на балы только затем, чтобы поучаствовать в котильоне.

Бал всегда заканчивался ужином – в частном доме, например, столы с угощением накрывали около девяти часов вечера. К ужину подавали огромных рыб, необыкновенные блюда, персики, свежую клубнику и ананасы из своих оранжерей, дорогие вина со всего света и т. д. Хозяин заботился о гостях, а потому за стол не садился. Примерно через час ужин заканчивался, после чего играли Русскую, и гости пускались в пляс. По знаку хозяина музыка прекращалась, он прощался с гостями, целовал ручки дамам, обнимал знакомых. Улица заполнялась экипажами, все гости разъезжались по домам. Давалось также множество общественных балов – особенно в провинции. Они проходили в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Круг участников таких балов был весьма широк и неоднороден: чиновники, военные, помещики, учителя. Средства на проведение таких балов собирались либо в складчину, либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы могли устраиваться купечеством, ремесленниками, художниками и артистами.

Самыми веселыми и непринужденными были балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило, несколько десятков человек. Были также благотворительные балы, на которых устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие нарядные палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Цены не были фиксированными – каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Яркий пример такого бала описан в повести А.П. Чехова «Анна на шее». Наконец, были сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали, кроме бала, всевозможные концерты, фейерверки и другие зрелищные мероприятия. Танцевали на таких балах под открытым небом, на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

В России отлично знали как старинные, так и новейшие бальные танцы, умели исполнять их в благородной манере. Иностранные владельцы частных танцевальных классов невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. В наше время история балов возобновляется. Бал является не только танцевально-игровым мероприятием, он проникает не только в досуг общества, но и в деловые отношения. На балах возможны полезные деловые знакомства, финансовые сделки, могут решаться деловые проблемы. Бальные вечера могут устраиваться специально для рекламирования какого-либо предприятия или фирмы, для того, чтобы объединить промышленные компании в финансовые группы. Иногда нужные решения в приятной и расслабляющей обстановке приходят быстрее, чем за столом переговоров. Бал можно рассматривать как обязательный элемент деловой культуры, иногда напрямую реализующий успех всяких начинаний.

Бал – это произведение поведенческого искусства, искусства общения.