Адольф Адан. «Жизель». Избранные фрагменты из балета
Издательство «Композитор, СПб, 2005
АДОЛЬФ ШАРЛЬ АДАН (Аdam) (1803-1856)

Французский композитор Адольф Шарль Адан родился 24 июля 1803 года в Па¬риже. Его отец, Жан Луи Адан, был известным преподавателем-пианистом и другом К. В. Глюка. Вначале он занимался музыкой в школе, а в 1817 году поступил в консерваторию, где изучал композицию под руководством А. Рейхи и Ф. Буальдье. В консерватории композитор увлекся жанром французской комической оперы (орéra соmique). Путе¬шествуя по Европе, Адан познакомился с народными песнями разных стран. Вскоре он написал музыку к одной из пьес известного драматурга Эжена Скриба. Это стало театральным дебютом Адана. С 1844 года Адан — член Института Франции.

15 ноября 1847 года он открыл свой театр — «Национальную оперу», где должны были ставиться произведения молодых авторов. Этот театр просуществовал один год.

Февральская революция 1848 года разорила Адана, но, благодаря своей исключи¬тельной работоспособности, он много сочинял, писал статьи о музыке в газете «Конститюсьонель». Его статьи были выразительными и доброжелательными, отличались тонкими наблюдениями. Адан сумел довольно быстро расплатиться со всеми долгами своего театра.

В 1849 году композитор становится профессором Парижской консерватории по классу композиции. В числе его учеников был Лео Делиб.

Умер Адан в Париже 3 мая 1856 года.

Композитор создал 46 опер, в том числе «Петр и Екатерина» (1829), «Почтальон из Лонжюмо» (1836), «Нюрнбергская кукла», «Если бы я был королем» (1852), «Фаль¬стаф» (1856); 18 балетов, в том числе «Фауст» (1833), «Дочь Дуная» (1836), «Морской разбойник» (1840), «Жизель» (1841), «Корсар» (1856); а также две мессы, кантаты, Бравурные вариации на тему Моцарта для колоратурного сопрано, флейты и оркест¬ра; пьесы для фортепиано, хоры и романсы.

Либретто балета «Жизель» написано французским поэтом, прозаиком и театраль¬ным критиком Теофилем Готье и знаменитым оперным и балетным либреттистом Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем по сюжету Генриха Гейне. В сценарии используется опыт традиционного театра минувших лет — Сен-Жорж, будучи опытным либреттистом, прекрасно владел своим ремеслом. Он сумел поэтический замысел Гейне «приспособить» к балетному спектаклю.

Молодая крестьянка Жизель влюблена в прекрасного юношу Альберта, представивше¬гося ей крестьянином. Безнадежно влюбленный в Жизель лесничий Ганс пытается убе¬дить девушку в том, что Альберт — переодетый дворянин, что он обманывает ее. Лесни¬чий находит в домике, что снимает Альберт; дорогую серебряную пшату с гербом. В дерев¬не, где живет Жизель, останавливается на короткий отдых после охоты пышная кавалькада. Среди знатных гостей — невеста графа Альберта Батильда. Ганс приносит шпагу Альбер¬та и заявляет о его обмане. Потрясенная коварством возлюбленного, Жизель сходит с ума и умирает.

I акт «Жизели» сочинен по стереотипам «пейзанского балета». Некоторые его сцены перекликаются с балетом «Тщетная предосторожность» и другими современными ему ба¬летами.

Но вот начинается II акт, и мир внешнего действия сменяется «миром души», кото¬рый раскрывает внутреннее действие. Это поэзия ночи, где в мире грез, сновидений и фантазий живут сказочные существа.

Виллисы — это призраки юных невест, умерших до свадьбы. Они одержимы страстью к танцу, которую им не удалось удовлетворить при жизни. С наступлением ночи виллисы под предводительством своей царицы Мирты выходят из своих могил, собираются толпа¬ми на больших дорогах и заставляют захваченных ими путников танцевать до тех пор, пока те не падают замертво. Жизель становится после смерти одной из них.

Несчастный лесничий Ганс попадает в руки жестоких виллис и погибает в неистовой пляске этих фантастических существ.

Альберта, пришедшего на могилу своей возлюбленной, ждет та же участь. Но сила люб¬ви Жизели так велика, что она спасает его, защищая от гнева виллис. С первым ударом утреннего колокола виллисы исчезают, Жизель возвращается в свою могилу, а безутешный Альберт обречен жить с вечным сожалением об утраченной любви, которая оказалась силь¬нее смерти.

Адан не делал разницы между оперной и балетной музыкой, хотя в композиторской среде бытовало пренебрежительное отношение к последней. Тем самым Адан оказал ог¬ромную услугу балетному театру, открывая для него новый этап. Балетный театр стано¬вится музыкальным театром. Композитор вносит новое в балетные ситуации и образы, повышая жизненность и драматизм действия. Он обогащает содержательность балета в целом. Зачастую Адан использовал вокальные заготовки в балете, а балетные — в опер¬ной музыке. Таким образом, оперная музыка Адана служила обновлению и прогрессу му¬зыки балетной.

В танцевальных формах «Жизели» ярко видно воздействие бытовых плясок. В его ба¬летной партитуре находят достойное воплощение различные музыкальные жанры, такие как вальс, полька, галоп, романс, фортепианный ноктюрн. Адан поднял балетную музыку на высшую ступень по сравнению, например, с Герольдом и Галеви, музыка которых, буду¬чи более национальной и характеристичной в мимических сценах, обезличивалась в клас¬сических танцах. Адан считается одним из лучших мелодистов среди композиторов XIX века. Его балет «Жизель» занимает почетное место в репертуаре крупных балетных трупп всего мира.