РОЛЬ МУЗЫКАНТА В УРОКЕ ТАНЦА

Балетный концертмейстер – это точка пересечения Танца и Музыки. К сожалению, «балетные люди» частенько не осознают важности и степени участия пианиста в уроке танца, будь то классика, характерный или историко-бытовой танец.

Академик Асафьев говорил о том, что танец «…не самостоятелен, ибо нуждается для своего воплощения в наличии звучащего ритма, хотя бы такое звучание сводилось к подчеркиванию только лишь ритмической формулы, вне оплодотворения ее мелодическим и гармоническим содержанием». (Б.В. Асафьев. О балете. Л., 1974. С. 32)

Будущих хореографов необходимо обучать грамотной работе над музыкальным оформлением урока классического танца. Эта задача, что вполне естественно, выполняется музыкантами-концертмейстерами. Пока студенты учатся, они считают нормой высокий профессиональный уровень концертмейстеров, которые работают с ними в ВУЗе. Но это вовсе не означает, что при самостоятельной работе выпускнику выпадет удача работать с пианистами подобной квалификации.

Хотелось бы дать некоторые советы и рекомендации студентам, будущим педагогам-хореографам, которые помогут им достигнуть наиболее полного взаимопонимания со своими концертмейстерами. Ведь это является залогом успеха вашего общего дела.

Необходимо помнить о том, что балетный концертмейстер, полноценно существующий в этой профессии, - это пианист особый. Бывает так, что музыкант с консерваторским образованием, прекрасно владеющий инструментом, выступающий как солист на концертной эстраде или отлично работающий концертмейстером в оперном или хоровом классе, - в балетном классе «не тянет». А иногда человек без высшего образования находит здесь свое место и очень востребован. Видимо, надо обладать каким-то особым «чутьем» для успешной работы в этой области.

Музыканты, где-нибудь преподающие, нет-нет, да и скорчат гримасу: «Что, мол, это за искусство, изо дня в день играть одно и то же. Скучно!». А попробуйте их посадить за рояль в балетном классе – полная беспомощность! Да еще за годы сидения справа от учеников многие вовсе разучились играть, ленятся даже сыграть собственному ученику заданное произведение.

Этому делу надо не только упорно учиться, его надо полюбить. Придумать нужную музыку, исполнить ее, перестраиваться на ходу, ловить каждое слово педагога-хореографа. Кроме того, необходимо все время искать красивые мелодии, перекраивать музыку «на квадрат», всегда быть в тонусе, своей энергетикой помогать ученикам более выразительно исполнять упражнения.

Люди ленивые, равнодушные в этой профессии не задерживаются надолго: либо уходят сами, либо их выгоняют.

От пианиста зависит эмоциональный настрой на уроке, он дает возможность ученикам у станка чувствовать себя людьми искусства, а не физкультурниками в тренажерном зале.

Отчего же тогда можно иногда наблюдать если не пренебрежительное, то, скажем мягче, снисходительное и не слишком уважительное отношение к работникам этой области искусства?

«Тапер не может иметь разряд выше, чем преподаватель!» - такой перл изрек как-то один самоуверенный администратор в период назначения тарификационных разрядов в одном ВУЗе. Справедливости ради надо заметить, что этот господин очень быстро был вынужден переместиться в другое учебное заведение.

Постарайтесь, будущие педагоги, в самом начале своей карьеры не терять контакт с концертмейстером – от него очень многое зависит в учебном процессе. Не пытайтесь в любых неудачах на уроке сваливать вину на пианиста. Темп не тот – пианист виноват, ученики закончили упражнение раньше окончания музыкальной фразы – тоже музыкант «не подсуетился». А бывали случаи, что во время открытого урока хореограф вдруг начинал вопить: «Стоп, не то! Еще раз!». Это, конечно, вообще криминал. Все выяснения отношений должны происходить не при учениках и, уж конечно, не на экзамене. Если на экзамене что-то было не так сыграно, то вина за это лежит и на педагоге тоже. Значит, он не доработал с концертмейстером, не добился от него точного выполнения поставленной задачи. Кстати, в описанном случае просто учащиеся «проворонили» начало движения, но педагогу было угодно этот промах списать на счет «безмолвного и бесправного». Но ни одному концертмейстеру не придет в голову в ответ т же проорать, что не надо, мол, было изменять характер вступления накануне экзамена!

А если концертмейстеры читают книги по методике и тщательно изучают движения танцевального урока, в котором работают, то они вполне грамотно могут сделать замечания ученикам, а то и комбинацию сочинить.

Хочется сказать несколько слов о подборе музыкального материала для урока. Вот здесь необходим консенсус. Если у вас работает опытный концертмейстер, прислушайтесь к его рекомендациям, а если начинающий или не слишком поднаторевший в этой профессии музыкант, надо мягко, но достаточно настойчиво побудить его искать необходимый нотный материал, импровизировать и, в конце концов, музыка будет точно отвечать характеру, ритму, стилю и жанру вашего урока.

Теперь дадим краткие характеристики музыкального оформления основных танцевальных уроков.

ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ занимает важное место в хореографическом искусстве. Он присутствует в репертуаре современного классического музыкального театра, а некоторые его образцы являются золотыми эталонами мировой хореографии.

В системе среднего и высшего хореографического образования историко-бытовой танец – одна из обязательных дисциплин. Изучение ранее существовавших форм, отражающих стилевые и характерные особенности разных эпох и народностей, необходимо для будущих педагогов.

Иногда студенты посмеиваются: «Ну что тут трудного, выучить pas гавота или менуэта и малые дети могут!». Запоминание последовательности движений, переступания ног и движения рук – это только малая толика в деле освоения исторического танца. Нужно понимать и осваивать стиль той эпохи, манеру исполнения. Для этого необходимо обращаться к специальной литературе, изучать скульптуру и живопись, слушать музыку прошлых эпох.

Относительно музыки для урока историко-бытового танца: она специально написана для исторических танцев, в ней каждая фраза передает характер времени, создает образы людей, живших в этом времени. Поэтому музыкальный материал для историко-бытового урока надо очень тщательно искать и выбирать педагогу вместе с концертмейстером.

Но в этом уроке тоже не исключен импровизационный материал: если достаточно «наиграна» пианистом музыка определенной эпохи и стиля, то почему бы отдельные pas изучаемого танца не импровизировать, а не играть все время тупо по нотам, Тогда не станет нотный материал в процессе исполнения готового танца надоедливым. Для этого надо обладать большим «банком данных», что предполагает для пианиста немалую домашнюю работу.

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ является одной из важнейших форм музыкально-хореографического искусства. Для успешного, интересного проведения урока народно-сценического танца требуется строгий отбор музыкального материала. Очень полезно составление личной «хрестоматии» народных танцев и мелодий, а также их многочисленных вариантов.

Бытует мнение, что на уроке народно-сценического танца всегда играют по нотам. Да, это один из вариантов. А почему же нельзя импровизировать в русском, венгерском, цыганском, молдавском, испанском и любом другом характере? Потому урок иначе и называется «характерный». В этом случае дается полная свобода фантазии хореографа, вариативности комбинаций. К сожалению, на практике это редкость. Некоторые педагоги предпочитают давать урок под ежедневно повторяющуюся музыку, объясняя это тем, что, мол, в «этой» музыке идеально расставлены акценты и прочие нюансы для каждого из упражнений. Но ведь опытный пианист и «Коробочку» может сыграть в бесконечном количестве вариантов – он и затянет, где нужно, и акцент сделает именно такой, какой требуется. А для учащихся такой модифицирующийся урок – просто копилка комбинаций и музыки для характерного урока, если не поленятся записать ее.